К истории и саратовского рока. Размышлялка.

15.07.2011               

Пицунова О.Н:  «Удивительно, как мало написано, а точнее, как мало можно найти в интернете информации об истории саратовского рока, его зарождении и первой волне.  Немного на блогах, еще меньше в Рок-энциклопедии (по большей части — копипринты пары страниц журнала Буги), да несколько статей, вышедших в связи с юбилеем первого Саратовского рок-клуба. То ли был мальчик, то ли не было вовсе. Дмитрий Толмацкий  в своем ЖЖ записал, что саратовский рок никогда не был заметным явлением на российской сцене (впрочем, как и большинство провинциальных команд). И все же…Были в истории саратовского рока группы и музыканты и интересные, и самобытные, и эпатажные, и перспективные: Андрей Мизинов и Дюша (Ломаный грошъ), Иуда Головлев и Запретная Зона,  Похоронное бюро и Щелбаны, Юрий Шестюк и Худой конец, Кроманьон  и многие другие. У каждого был потенциал, чтобы остаться в истории российского рока. Увы, потенциал практически не реализованный. Исключение составляют Ломанный грош с его лидером Дюшей Сущенко, талант которого не смогло погубить даже его исключительное раздолбайство, да Головли, родоначальники саратовского рок-клуба, пожалуй единственные, последовательно пытающиеся реализовать свою мечту о том, чтобы выбиться в когорту популярных и постоянно выступающих команд. Немногие выжившие, из динозавров 80-х (опять на нашем местечковом уровне) лишь изредка всплывают на каких либо клубных концертах.  

В общем, мальчик был…А что до того, почему же ему так и не удалось вырасти…Причиной тому по большому счету роковое стечение обстоятельств, среди которых одним из главнейших является запоздалое рождение. Это становится очевидным при сопоставлении исторических вех российского и саратовского рока (даже не принимая во внимание Машину времени, Воскресенье и пр). Первый концерт Аквариума состоялся в 1976, в 1978 БГ с Майком записали первый совместный альбом, в 1981 году был создан Ленинградский рок-клуб, в 1982 записан первый альбом Кино и т.д. В общем к 1986 году, году рождения саратовского рок-клуба, российский рок имел уже большую и бурную историю, пережив подполье конца 70-х и гонения в начале 80-х. Все это миновало нашу провинцию. «Гонения», о которых с ностальгической ноткой вспоминают саратовские рокеры, вылились в одну ругательную статью в Комсомолке, да малоформатных разборок с чиновниками от культуры по поводу тектовок песен некоторых групп…Саратовский рок родился в год выхода рока из подполья, и его, говоря сегодняшним языком, актуализации. Рок как явление было официально признано, рок-музыка и рок-музыканты были взяты под опеку комсомола, и русский рок получил официальную «прописку». Покровительство комсомола имело место и в Саратове, и мы были бесконечно благодарны Саше Орлову, Мише Авилову и другим комсомольским секретарям…Не имея ни малейшего представления о том, что это – суть государственная политика.

Из подполья вылезли почти все, даже такие идеологи андреграунда как ГрОб, Инструкция по выживанию и др. 1986-1990 можно смело назвать эрой расцвета советского рока. Именно в это время было проведено невероятное число рок-фестивалей, которые дали шанс многим провинциальным рок-группам, и в первую  очередь тем, кто проявил свою самобытностьнепохожесть и сумел завоевать зрителя (слушателя). Поезд  русского рока уносился на всех порах к признанию, славе, стадионам зрителей…А наш малыш  бежал за поездом, спотыкаясь, надеясь и немного капризничая… На какой-то момент нам даже показалось, что он успел запрыгнуть в последний вагон. Ведь были же в нашей  истории участие и в Рок-периферии, и в Сырке, в концерте памяти Башлачева, и в Роке чистой воды, не считая провинциальных фестивалей. Казалось, еще чуть-чуть и… Увы, это была лишь иллюзия.

Переход из андерграунда к официальному признанию и коммерческому успеху с неизбежностью привел к трасформации рока —  от субкультуры к одному из направлений шоу-бизнеса со всеми его прибамбасами. Советский рок стал одной из первых жертв перестройки и уже к началу 90-х перестал существовать как заметное культурное и общественное явление.  Не имея возможности соревноваться по уровню музыкального мастерства с зарубежными мэтрами рока, (довольно сложно сделать «Дым нам водой» на «деревянной» гитаре) в советском роке большое значение приобрела смысловая, социальная составляющая. Которая увы, осталась не востребованной в эпоху шоу-бизнеса.

А по мнению Ильи Смирнова, соредактора УРлайта героическая эпоха, «когда наш рок, ассимилировавший лучшее из бардовской традиции, стал главной и едва ли не единственной альтернативой бюрократическому режиму, то есть не просто жанром искусства, но образом жизни, философией, религией, политикой для очень большого числа людей», эта эпоха закончилась еще раньше – мемориалом памяти Александра Башлачева в 1988 году. Наш саратовский рок в это время только-только вышел на российскую сцену…

Рок умер…умерло рок-движение, не только и не столько объединявшее рок-музыкантов, но и людей , духовно родственных, составлявших широкую социальную базу рока советского периода, тех, кто поддерживал рок-музыкантов, тех, для кого они творили, тех, кто давал им творческий импульс.  Рок, ставший частью шоу-бизнеса,  получил возможность жить по его законам, и в значительной степени утратил социальную востребованность.

Проблемы у вышедшего из подполья рока вполне соответствовали проблемам других жанров шоу бизнеса и духу того времени: музыканты искали не только самовыражения,  но вынуждены были думать о самовыживании.  Те, к то не успел в последний вагон и не обзавелся продюсерами и спонсорами, из шоу-бизнеса вынуждены были уйти, оставив мечты о большой сцене, концертах на стадионах с тысячами зрителей и гонорарами в десятки тысяч баксов.

Через какое-то время началась другая эпоха. С выступлениями новых в маленьких зальчиках рок- кафе и рок-баров, групп, ориентированных уже не на смысловое содержание, а на музыкальное оформление. При этом уровень большинства новых рокеров был нисколько не выше, чем у стариков. Но об этом лучше расскажут/напишут другие… Тем более, что по мне, так даже высочайший уровень техничности почти ничего не значит без ряда других составляющих, делающих рок роком. ….

Однако вернемся к истокам и корням… И пусть это будет тафтологией, но еще раз повторюсь: у саратовского рока был потенциал,  который фактически не успел реализоваться, и наши старые рок-группы ничем не хуже, чем многие питерские в том числе те, которые и сейчас еще популярны (может не мега популярны…но все же….). И еще, не менее , а может и более важное – у саратовского рока потенциал не только был, но и есть…

Сегодня – время, внушающее надежду:  для того, чтобы стать известным сегодня, как и двадцать пять лет назад, совсем не обязательно искать продюсера (хотя это безусловно облегчит путь к славе, особенно если продюсер толковый), но иногда достаточно просто быть самобытным и интересным… И кстати, рок-фестивали это один тех  механизмов, которые дают возможность подняться по лестнице самостоятельно…»

 

<< назад