Без мажора

14.01.2013               

Маленькая заметка в «Заре молодежи»* о приеме заявок вызвала поток писем и телефонных звонков. Круги по воде пошли, теперь нужно было срочно строить корабль и следить за добротностью всех его узлов. Если бы он неожиданно ушел под воду, на второй вряд ли бы кто-то осмелился. Но и первый мотался из гавани в гавань. Ситуация, при которой крупные сцены города, в частности дворцы культуры «Рубин» и «Россия», ссылаясь на недавние беспорядки, учиненные после выступления в них заезжих групп, и тут же найдя иные причины, отвернулись от фестиваля, достойно отдельного разговора. ДК «Рубин», когда облегченно подписывая  неожиданно подвернувшийся в необходимые дни договор со сладострастной  приезжей «звездой», наверное, забыл, что в 1987 году решением облсовпрофа он был объявлен центром молодежного досуга. Увы, позиция «какбычегоневышло…». И тут мы должны пожать руку директору Дворца культуры и техники авиастроителей А.Энтину. Не знал он и не мог предугадать, каков будет художественный и музыкальный уровень участников, а также резонанс… Не знал, но решился.

Так, волею случая, рок-форум оказался в центре Заводского района. Один из участников фестиваля выразился так: «Это все равно, что отправлять московский рок-клуб на выступления в Люберцы». Сложившаяся ситуация повлияла на пульс форума.

Но вернемся немного назад. Организаторы получили около пятидесяти заявок и приложенных к ним текстов. Встал вопрос отбора. Уже на первом этапе начались принципиальные споры: что такое рок-культура — современное музыкальное направление или некая социальная позиция? Со своим разговорным сленгом, кумирами, с англоязычными кличками в ходу и с определенной внешней «атрибутикой», а главное, со своим отношением к внешнему миру.

В результате споров родилась социальная заостренность рок-форума. Все штампованное, безликое, вся пылко-мыльная юношеская псевдопоэзия были отсеяны. Не прошел ни «Оранжевый цвет», ни «Розовый дым». После второго этапа — непосредственного прослушивания ансамблей или фонограмм- жюри отобрало 18 номеров программ. Форум показал, что саратовский рок во главу угла ставит тексты. Несомненно, что именно из-за жизненности и своевременности лучшей композицией фестиваля признана песня «Чего у нас нет» («Иуда Головлев»). Если бы группы «Конфликт» и «Молот Ведьм» выступали в первом концерте, а не в четвертом, их классификация могла бы быть другой. Первая группа, для которой более привычна студийная запись, к сожалению, «не прозвучала», а второй, единственной «металлической», попросту не хватило необходимой мощности. «Устала» аппаратура, наш вечный бич. Грамотно и наиболее, пожалуй, гармонично, выглядела программа «Запретной зоны». Группа Владимира Лебедева собрала все возможные (кроме гран-при) награды, второе место, приз зрительских симпатий, приз за лучшее шоу.

И все-таки заключение мажорным не получается. Получено только два существенных ответа: саратовский рок имеет право на жизнь, а молодежь способна сама организовывать большие, многодневные форумы. Поставленных вопросов значительно больше. Главный из них – сегодняшняя бесхозность рок-клуба. Кто возьмется и научит ребят, как стать выше?

А. Руфанов
зав. отделом МО «Резерв»,
член жюри

 

* — первый рок-фестиваль в Саратове начался с заметки-объявления размером чуть больше спичечного коробка, которую автор протолкнул в областной комсомольской газете, будучи от скуки и по совместительству молодым журналистом. В то время в области было всего два регулярных областных изданий – ежедневная газета «Коммунист»  и еженедельная «Заря молодежи».

 

<< назад