Материал Анастасии Лухминской «Саратовскому року 25»

13.07.2011               

Этой весной саратовскому року исполнилось четверть века: 25 лет назад, 27 апреля 1986 года, в Саратове состоялся первый рок-концерт. Один рокер, а по совместительству научный сотрудник СГУ, Кирилл Захаров, сказал по этому поводу: «Могу предположить, что саратовскому року не 25 лет, а гораздо больше. Всякое музыкальное движение всегда старше своих проявлений; рок-н-ролл появился задолго до того, как Алан Фрид впервые использовал этот термин, панк играли лет за десять до того, как Sex Pistols обозначили этот жанр и т.д. До того, как в Саратове состоялся первый рок-концерт, кто-то в подполье репетировал, наверняка, устраивались квартирники.
С другой стороны, юбилей – это замечательно, и такие памятные даты, несомненно, нужны». О тех временах и первом саратовском рок-концерте согласился рассказал его участник, один из создателей группы «Иуда Головлев» Дмитрий «Джим» Петров.

— Расскажите о концерте, который состоялся 27 апреля 1986 года.
— На самом деле, это был не концерт как таковой, это называлось «открытая репетиция» или что-то вроде.
Началось все с того, что к нам приехал Саша Елин в составе какой-то делегации, которая должна была учить уму-разуму провинциальных руководителей вокально-инструментальных ансамблей. Нас с ним познакомили, мы показали ему наши песни, он говорил, что это хорошо. И он сказал: что бы вам не организовать клуб (тогда в Москве только появилась рок-лаборатория). Сначала казалось, что групп в Саратове много, нам даже давали их адреса, а когда мы стали ходить по этим адресам, оказалось, что там просто коллективы, которые играют на свадьбах. В общем, оказалось, что никого нет. Для первого концерта нашли группу «Стоп», у них пел Коля Дунаев. Потом они играли тяжеляк, прогрессив, арт-рок. Агафонов собрал ребят, взял тексты Шиндина, Рогова и Малякина и тоже сделал какой-то проект. Вроде бы еще была группа «Сюрприз», но что это была за группа и что они играли, я не помню.

— Приходилось слышать, что на первом концерте была фактически только группа «Иуда Головлев», а остальные коллективы собрали на скорую руку, и после концерта они самораспустились.
— Группа «Стоп» существовала и потом, они переименовывались сначала в «Драму», потом в «Карму». А на самом концерте были такие моменты: человек просто вышел что-то спеть, и ему подыграли.
Запомнился второй концерт, когда народу было битком, без всякой рекламы, потому что такие концерты в те времена были не разрешены. Мы даже нашлепали билеты, не помню, сколько они стоили.
Как только рок-клуб образовался, туда пришли ребята под названием «Экспериментальный марш». Там были   Дюша , Гога, Турупов и другие.  Дюша  – это группа «Ломаный грош», Гога – «Похоронное бюро», Турупов – «Класс Z». Они собрались к первому рок-фестивалю. Тогда же от  нас отделилась группа «Запретная зона»: мы поменяли гитариста, наш бывший гитарист нашел себе клавишника, они вместе собрали группу. К тому же гитарист начал песни сочинять, которые немного отличались от наших. И хорошо получилось: была одна группа, стало две. Потом был фестиваль в Пензе, куда мы поехали вместе с «Ломаным грошем», после чего нас с ними попросили дать отдельный концерт вне программы. Говорят, потом кассета с записью этого концерта продавалась в ларьках.

— Михаил Авилов в интервью рассказывал, что помогал организовывать первый саратовский рок-фестиваль.
— Авилов работал вторым секретарем волжского обкома комсомола. Он принимал участие, поддерживал, но в большей степени нам помогал первый секретарь горкома Орлов и  спонсоры, которых искали Ольга Пицунова и Ольга Шишкина. На этом никто ничего не заработал, но все вносили свой посильный вклад.
На фестивале кроме нас были  «Запретная зона», «Похоронное бюро», участвовал  Дюша , была металльная группа «Молот ведьм», которая у нас недолго просуществовала, «Класс Z»,  какая-то группа из Балаково, группа «Конфликт» с Вовой Лозинским, «Отражение» (у них пела некто Алла Перфилова, ныне Валерия). Мы с ней поделили третье место. Первое место было у «Запретной зоны», второе – у «Похоронного бюро».  Дюша  тогда проскочил мимо мест, но он вышел неотрепетированный. Да, еще там был Андрей Мизинов и приезжала группа «Рок-штат» из Питера. Тот состав, которые побывал у нас, был самый удачный, зал просто стоял на ушах, как будто услышали живых Led Zeppelin.

— Кроме Пензы, куда еще ездили на гастроли?
— Мы были в Ростове-на-Дону, в Тольятти и в Москве: на «Рок-Периферии» и первом фестивале «СыРок», в 88 году. В 90-ом году были на фестивале «Рок чистой воды», он проходил на пароходе. В 91-м мы дали концерт в филармонии. Из саратовских групп больше никто в филармонии концертов не давал, это был первый и последний раз. Помогала Юля Шестюк, жена Юры Шестюка, которая сейчас в «Аншлаге-94»; она работала тогда администратором в филармонии. Не помню, чья это была идея, но это было после фестиваля «Перекресток», который проводился как раз в филармонии. А после нашего концерта директор филармонии сказал, что больше никаких рокеров он сюда не пустит. На самом деле все прошло мирно, но в зале сломали несколько стульев, и ему показалось, что публика собралась какая-то буйная.

— Приходилось сталкиваться с противодействием властей, цензурой?
— Мы существовали как клуб любителей музыки, какая-то непонятная самодеятельность. А чтобы петь свои песни, их необходимо было литовать, то есть пройти цензуру. Литовка заключалась в том, что приносишь ты в отдел культуры горкома или уже не помню чего свой текст, и на него ставят штампик. Это означает, что текст можно петь. Наши тексты кто-то помог залитовать, штампики поставили практически не глядя. Только в одном месте была зачеркнута строчка «оставьте мне только граненый стакан», а сверху от руки было написано «оставьте мне только гитару и струны».

— Насколько я знаю, записи «Иуды Головлева» 80-х найти можно. А альбом у группы тогда так и не вышел?
— Мы хотели записать альбом еще в 90-ом. На фестивале «Рок чистой воды» познакомились с штатной группой театра Ленком, и они предложили нам записаться на их студии по минимальным расценкам. Но минимальных денег у нас тогда не было, и мы нашли спонсора, который согласился их дать. Пока искали, куда нам можно было бы перевести деньги, спонсора посадили. Мы нашли второго спонсора, который сказал: я дам деньги. Пока искали, куда эти деньги перевести, спонсор обанкротился. Тогда решили открыть фирму, у которой был бы банковский счет, куда можно было бы перевести деньги, и после этого искать нового спонсора. Фирма досталась даром, и мы с Сэмом, помню, кинули монетку, кто будет директором. Монетка показала, что директором будет Сэм. Потом его затянул бизнес, а альбом мы так и не записали.

— Зато записываете его сейчас?
— На двадцатилетие первого концерта мы решили собраться и записать альбом, потому что когда группа была, ни один альбом у нас так и не вышел. Так с тех пор пять лет его и записываем. Пока записали две вещи, одну я недавно выложил в группу Иуда Головлев вконтакте. Есть еще несколько неокончательных вариантов демок.

— Правда, что у группы «Иуда Головлев» ровно 30 песен?
Больше. Тех, которые, на мой взгляд, сейчас можно петь – 32 или 34. А с некоторыми песнями происходили разные истории. Например, у Сэма была песенка «Поцелуй меня, девочка», там слова «ты сияешь всеми цветами радуги как нефтяная пленка на речной волне» и так далее. Эту песенку пел Челобанов, даже клип на нее был снят, по телевизору показывали.
У нашего барабанщика Ромы Окорокова был младший брат Виталий Окороков, который учился в консерватории и играл в группе «Комбинация». Виталию надо было песенки записывать, демки рассылать, себя показывать. Он попросил несколько текстов песен, и Сэм отдал ему целую тетрадку. Виталию сказали, какие тексты можно брать, какие нельзя, но он выбрал все самое, в частности, записал себе песню «Баба Яга». Под авторством текста Шишинина ее исполняла потом группа «На-На». Мы долго решали эту проблему, Сэм с Шишининым переписывался, и нас выручили те самые литовки, «Баба Яга» была залитована. Когда Шишинину крыть было нечем, он сказал, что готов заплатить деньги, а тут его взяли и зарезали.
Так что насчет песен – тут все не очень просто, сколько их было.

— А сколько песен планируете записать?
— Предполагаем, что будет два альбома где-то по двенадцать песен.

***

Слово «тусовка» привез в Саратов Саша Елин, мы от него это слово в первый раз услышали и толком не знали, что оно означает. Сейчас-то все знают, что такое «тусовка», а тогда оно было наполнено каким-то тайным смыслом. Как-то раз в Саратов приезжал режиссер снимать фильм о современной молодежи и захотел нас тоже поснимать. Пришел режиссер, мы собрались. Нам говорят: «Давайте!» Мы: «А что нам нужно делать?» – «Тусуйтесь!» – «А как?

***

Иуда Головлев и все самое первое в Саратове
Первый рок-концерт в Саратове был организован первым же саратовским рок-клубом, в котором на тот момент была только одна группа: «Иуда Головлев». Ее основатели встретились и стали играть музыку в 1979, а название у коллектива появилось в 1981 году, какую из этих дат считать годом основания группы – дело вкуса. Чтобы первый рок-концерт выглядел солиднее, на скорую руку собрали еще пару групп. Тогда же, в 1986 году, к группе присоединился Михаил Авилов, который позднее помог рокером наладить контакты с комсомольской организацией и «пролоббировать» проведение первого саратовского рок-фестиваля в 1987 году. Победителем на фестивале также стала группа «Иуда Головлев». Ее основатели, Джим Петров и Сэм Тяпкин, играли рок в родном Саратове, ездили с гастролями в Москву, Пензу, Ростов-на-Дону, Тольятти и другие города. А в 1994 Сэм уехал из Саратова, и группа прекратила свое существование. Но на 20-летие первого концерта, в 2006 году музыканты из «Иуды» снова собрались, чтобы дать концерт в «Русском веке» и записать несколько песен.

Кро-Маньон и коварная политика
Второй мастодонт саратовской рок-сцены — группа «Кро-Маньон», образованная 19 января 1988 года. Группа жива по сей день, хотя из ее первоначального состава остался только Игорь Харламов, личность для Саратова легендарная.
«Кро-маньонцы» с первых дней играли хэви-метал. Группа засветилась в сборнике «КонтрУдар», который впоследствии назвали «коллекцией лучших хардроковых групп из России» и во многих других громких проектах.
В 2010 году групп выпустила альбом «Спи спокойно, малыш» — в заглавие было вынесено название песни, которая, по легенде, стоила группе светлого московского будущего. Некий саратовский продюсер на заре эпохи постсоветской эстрады задумал вложить деньги в какой-нибудь музыкальный проект и раскрутить его в столице. Группа «Кро-Маньон» ему очень понравилась, но на репетиции он услышал в тексте песни «спи спокойно, коммунист», и решил взяться за кого-нибудь более аполитичного. Выбор пал на репетировавшую  в том же помещении поп-группу «Комбинация».

«The Admiral`s Lame Dog» & «Gordon Blaze»
Группа, которя играла арт-джаз-рок и исполняла песни на аглийском языке, появилась в 1990 году и называлась «The Admiral`s Lame Dog». Ее основатель, Олег Расин, признавался, что пробовал писать по-русски, но ему самому эти эксперименты не слишком нравились, а вот собственные английские тексты его скорее устраивали. В
2003 году «Хромая собака» прекратила свое существование, но в том же году возникла группа «Gordon Blaze», которая исполняла арт-джаз-рок на английском языке, а играли в «Гордоне» Олег Расин (гитара, вокал), Константин Иняев (бас-гитара, губная гармоника) и Сергей Чернин (ударные). Группа регулярно выступает, записывает альбомы, планирует съездить с концертами в Восточную Европу и Финляндию.

Кирилл Захаров, лидер группы «З-бэнд»:

— Я присоединился к движению в 90-е годы, и застал саратовский рок-н-ролл второй или даже третьей волны, если пользоваться хронологией Николая Шадрина: когда играли «Общество гигантских растений», «Комната бредовых идей». Например, я застал всего один концерт оригинального «Иуды Головлева».
Но я помню несколько интересных случаев. Например, в 1999 году в Саратов вернулась административная борьба с рок-музыкой в стиле 80-х. Где-то в декабре 1999-ого тогдашний глава Октябрьской администрации зашел в клуб «Варьете» (они тогда располагались на улице Вольской, где сейчас секс-шоп – показательно!). Клуб ему не понравился, и он распорядился о закрытии этой концертной точки. Это было неожиданно. Весной 2000-ого года я, используя свои связи и «положительную» репутацию, ходил в администрацию за разрешением на начало концертной деятельности, и какое-то время даже числился учредителем клуба «Варьете», хотя занимались концертами, по-прежнему, Андрей Кормилицын и Михаил Иванов. Так что борьба с роком не закончилась вместе с 80-ми, а дожила почти до путинской эпохи. В 2000-х администрация, по крайней мере, поняла, что лучший способ бороться с неудобным искусством — это предоставить ему полную свободу. Когда музыка оказалась полностью легальной, она окончательно ушла в «лос-анджелесское» — развлекательное — направление. И я думаю, это правильно — как инструмент общественного воздействия музыка уже не работает.

Александр Староверов, лидер группы «Метро»:

— 25 лет саратовскому року — очень сильная дата, четверть века, то есть еще чуть-чуть, и будет век! Хочется сказать добрые слова всем людям, которые были первыми. Многих уже нет, к сожалению. Нужно вспомнить покойного  Дюшу  Кукушкина (Андрея Сущенко) — много было хороших ребят.
Я начинал играть еще в студенческие годы, в 2001 году появилось «Метро», сейчас нашей группе уже десять лет. А 26 мая мы презентуем наш новый альбом в Брудершафте на Набережной.

Павел Чуриков, лидер группы «4-й ветер»:

— Мы в свое время начинали обособленно, со школьного ансамбля — это было в 2003 году. К тому моменту в Саратове уже были рок-клубы, и мы тоже приходили туда, но тогда еще никого там не знали и держались отдельно ото всех: у них своя компания, у нас своя. Потом мы стали выступать в рок-клубах, и конечно же со всеми познакомились.
Из «старичков» саратовского рока мне нравятся группы «Кро-маньон» (здорово, что она выступает и сейчас!) и «Admiral`s lame dog» (их записи до сих пор интересно переслушивать). Еще была такая саратовская группа «Шала». У нас в городе она не особо известна, и зря. У них были туры по России, и в ротации на официальном радио они засветились. Жаль, что не доиграли до наших дней.

Алексей Шатровой, лидер группы «Пляски святого Витта»:

— Я начал слушать рок в 9 лет, сам попробовал играть в 16 лет, это было в 2000 году, а в 2003 собрал «Пляски святого Витта». Из старых саратовских групп я тогда мало кого знал. Наверное, только группу «Кро-Маньон». Даже «Головлева» не слышал, пока сам не познакомился с ними.
Рок жив и, думаю, с ним еще долго все будет хорошо.

 

<< назад